Атомная Электростанция Россия Экспорт

Росатом строит в кредит АЭС по всему миру — есть ли плюсы для России?

     Если Советский Союз выдавал кредиты своим реальным или мнимым союзникам: можно было заявить о социалистической ориентации страны и отправляться в Москву за оружием, не без оснований надеяться на то, что СССР построит фабрики, заводы и необходимую инфраструктуру, то сегодня Россия кредитует более осмотрительно.И в основном — это товарные кредиты. Классические кредиты выдаются крайне редко и под прагматичные цели – привязать к себе Украину, что попытались сделать пять лет назад, выкупив специально выпущенные евробонды на 3 млрд долларов при Януковиче, и пообещав влить в экономику страны еще 12 млрд, или практически регулярное кредитование Беларуси, поддержание дружественного нам режима Лукашенко.

Но, при том, что мы часто выигрываем у наших конкурентов в цене, не уступая им в качестве большим количеством выданных товарных кредитов похвастаться мы не можем. Причина проста – очень дорогие ставки по кредитам в российской банковской системе, из-за высоких депозитных ставок и коротких сроки депозитов не банки не могут выдавать длинные кредиты по низким ставкам.

Проблема дороговизны кредитов, получаемых внутри России, очень сильно сказывается в ходе различных международных тендеров по строительству инфраструктурных объектов, в ходе которых российские компании могут выиграть по соотношению цена-качество, но проигрывают за счет гораздо более высоких платежей по уплате процентов.

Практически единственная российская корпорация, которая может позволить себе кредиты с низкой ставкой и на срок в 20-30 лет на суммы в десятки миллиардов долларов это «Росатом». Как ему это удается? Дело в том, что кредитором строительства АЭС в других странах выступает федеральный бюджет или внебюджетные фонды. Кредиты, которые получают страны-заемщики, являются более чем льготными — помимо длинных сроков в них закладываются низкие процентные ставки (3% годовых в случае Египта), которые к тому же начинают начисляться только после ввода станции в эксплуатацию.

Это выгодно? Пожалуй, да. Возьмем для примера кредит Египту размере двадцати пяти миллиардов долларов, за 35 лет этот кредит только за счет процентов принесет сумму большую, чем цена этой АЭС. Что дополнительно получает от этого кредита Российская Федерация?

  • Российская высокотехнологичная промышленность получает заказы и развивается.
  • В будущем, наша промышленность будет обеспечена заказами на поставку топливных сборок и других элементов для работы АЭС (технологии все Российские).
  • Гарантированные отношения с государством, в котором строится электростанция на протяжении многих десятилетий.
  • Источник поступлений в бюджет государства (в виде оплаты электричества с данной станции).
  • Страна, где мы строим станцию, вынуждена покупать у нас топливо для нее. О топливе для украинских АЭС, которое как-бы будет поставлять завод Westinghouse, урановые таблетки для сборок все равно идут наши, росатомовские.

Замечу сразу – ни цента «живых денег» из этого кредита в казну Египта не поступает. Мало того, стране еще придется солидно потратится, на обучение своих специалистов в российских ВУЗА-х, сопутствующую инфраструктуру и т.д.

В случае с этой АЭС Росатом остается собственником станции и самостоятельно продает энергию с нее по цене, которая закреплена в дополнительных соглашениях к договору и будет выше текущих средних цен на электроэнергию в Египте.

Но плюсы получает не только Россия, но и Египет:

  • Электроэнергия, которую государство получает без инвестиций с низкой себестоимостью
  • Рост числа высококвалифицированных специалистов, которые для работы на АЭС будут проходить практику в России.
  • Не требуется закупать углеводороды на мировом рынке.

Обычное возражение против такого сотрудничества то, что раньше мы строили в кредит разные объекты, а потом пришлось списывать долги. Но это не совсем так. По большинству гражданских товарных кредитов должники с нами расплатились, к примеру тот-же Египет. Проблемы были с военными поставками в кредит, но эту ситуацию я уже описывал ранее. Наши должники просто воспользовались неразберихой, что воцарилась после распада СССР.

В целом, мне эта схема кажется весьма выгодной. По сути, мы получаем сравнимый по доходности с трэжерис инвестиционный инструмент, плюс за счет мультипликативного эффекта даем дополнительный толчок большому числу сфер нашей экономики, развиваем у себя высокотехнологичные производства, даем работу множеству наших сограждан и привязываем к себе страны, за счет необходимости в ближайшие 60 лет покупать у нас топливо..

Источник: https://finam.info/blog/43339365311/Rosatom-stroit-v-kredit-AES-po-vsemu-miru—est-li-plyusyi-dlya-?nr=1&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *